euster (euster) wrote,
euster
euster

Короткое путешествие по Кашмиру. Часть 1. Ле – Каргил.

Сингапурская командировка заканчивалась в пятницу, в Москву возвращаться до понедельника не хотелось, тем более что прямых билетов в Россию не было до конца августа. Лететь нужно было с остановкой в третьей стране, и выбор, где провести week-end, решался между Пекином, Гонконгом, Гуанчжоу и Дели, с тем чтобы к началу рабочей недели вернуться на работу. Узкоглазые Китайцы надоели мне ещё в Сингапуре, поэтому выбор пал на Индию. Надо заметить, что последние путешествия в эту страну не принесли много положительных эмоций - страна, прямо скажем, на большого любителя вони, грязи и помоев. Но есть по крайней мере одно место, резко контрастирующее с остальной Индией и ещё не до конца загаженное индусами. Это мой любимый  штат  Кашмир, включающий провинцию Ладакх, располагающийся на самом севере страны, в её гористой части, на границе с Пакистаном и Китаем,  населённый совершенно непохожими друг на друга народами.



Тут надо сделать небольшое отступление и вернуться на несколько десятков лет тому назад. Как известно, Индия и Пакистан – это бывшие английские колонии. Когда англичане поняли, что им не удержать власть (жаль, иначе сейчас вместо этого зловония это были бы цветущие страны), они дали им независимость. Но при этом была заложена мина замедленного действия. Тяготевший к Пакистану и населенный преимущественно мусульманами регион Кашмир после долгих колебаний его правителя, индийского князя Хари Сингха, вошел в состав Индии. Столкновения между индуистами и мусульманами не заставили себя ждать, продолжаются они и до сих пор время от времени. В дальнейшем Пакистан оттяпал себе часть Кашмира, пробив прямой путь в Китай, из-за чего Пакистан и Индия до сих пор временами мечтают стереть друг друга с лица Земли при помощи ядерного оружия. Позже и Китай забрал у Индусов часть непригодной для жизни территории провинции Ладакх (являющейся частью Кашмира), исторически населённой тибетцами, чего индусы до сих пор не могут простить китайцам. Однако поскольку там всё равно почти никто не живёт, Китаю, в отличие от Пакистана, индийская ядерная бомба не угрожает, пока во всяком случае.


В итоге благодаря случаю на живописном севере Индии образовалась гремучая смесь разных народов и религий – тибетцев, мусульман и индусов. Пока что они относительно мирно живут вместе благодаря огромной концентрации войск в этом регионе и колоссальным дотациям (привет, Чечня), но рано или поздно это всё рванёт. Пока же это очень красивый и интереснейший регион для любителей всякой старины и этносов, ну и просто природы и путешествий. Туда я и отправился на 1,5 выходных дня. План был следующий: из Дели прилететь в Ле (Leh), столицу Ладакха, оттуда по живописнейшей дороге как-нибудь доехать (430 километров) до Шринагара (Srinagar), летней столицы штата Кашмир, и вернуться в Дели/Москву


Россияне теперь могут получить индийскую визу прямо в аэропорту Дели, с предварительной подачей документов он-лайн. Прилетев и переночевав в гостинице возле аэропорта, на следующее утро я вылетаю в Ле. Маленькая индийская особенность – при входе в аэропорт нужно обязательно иметь распечатку электронного билета, иначе не пустят.
Ещё одно небольшое отступление. Как я уже написал выше, Ладакх и Кашир буквально напичканы военными. Базы расположены каждые 10-15 километров, полно военной техники, снующей туда-сюда без надобности на деньги индийских налогоплательщиков. Аэропорты Ле и Шринагара  являются по сути военными, куда лишь в определённые часы разрешается летать гражданским.  Давно бы уже отдали Кашмир Пакистану, а Ладакх Китайцам, все равно эта территория мало пригодна для нормальной жизни. Хотя нет, тогда сюда чёрта с два придешь, пусть всё останется, как есть.

Уже через час после взлета из Дели из-за облаков начинают выглядывать горы


И вот он, Ладакх


Жизнь, а вокруг безжизненные горы


Аэропорт Ле, как и сам город, столица Ладакха, зажат между гор, поэтому прежде чем приземлиться, самолёт выписывает знатную спираль, лавируя между склонов. Не очень приятно осознавать, что твоя жизнь в руках пилота-индуса, но всё обошлось.


Перед посадкой дважды предупреждают – фотографировать строжайше запрещено, ВПП окружена ДЗОТами, в самом аэропорту куча истребителей, БТРов, по периметру расставлены снайперы/часовые. Перед выходом в город всем иностранцам необходимо заполнить длинную простыню – регистрация. Забегая вперед, за все 430 километровое путешествие из Ле в Шринагар мне пришлось заполнить её не менее 10 раз в расположенных каждые 50 километров пунктах контроля.


Общественным транспортом из Ладаха в Кашмир  можно добраться за 2 дня с пересадкой в Каргиле – относительно крупном городе на середине пути. Это будет набитый битком местными жителями автобус, утрамбовывающийся еще плотнее в каждой деревне. Однозначно не мой вариант. Можно скооперироваться с какими-нибудь путешественниками и взять такси вскладчину, но  иностранцы редко ездят в мусульманский Кашмир, поскольку не хотят, чтобы им там отрезали голову добрые мусульмане там все же небезопасно с их точки зрения. Как уже писал выше, столкновения на религиозной почве происходят весьма регулярно.


В-общем, я взял такси. Дороговато, но иного быстрого варианта нет. Будет моим личным рекордом дальности поездки на такси.  Водитель полупакистанец-полукитаец почти не говорил по-английски, а то, что говорил, практически невозможно разобрать из-за сильного акцента, но  выбирать не из кого: несмотря на нищету, мало кто хочет ехать в такую даль по убитой дороге, да и машин приличных почти нет.


Ле расположен на высоте почти 4 километра над уровнем моря. Нормальное давление тут 450-480 мм ртутного столба. Климат резко континентальный, даже в августе утром заморозки, а днём не выше +20.  Разреженность воздуха и нехватка кислорода с непривычки, как и на Памире, даёт о себе знать  легким головокружением, повышенной утомляемостью и невозможностью совершать пешие прогулки – стоит пройтись метров сто, как появляется сильная отдышка, а пульс возрастает в 2 раза.


С ноября по апрель регион отрезан от внешнего мира, ибо заметает перевалы на дорогах, ведущих вовне, а температура может падать до -40, что для рядового индуса равносильно концу света.



Ле нечто среднее между индийским грязным городом и тибетской деревней. Буддийские монастыри и ступы мне не очень интересны – самое ценное здесь пока ещё незагаженная природа (но скоро ей придёт конец, местные жители активно плодятся), желательно подальше от городов. Вообще окрестности Ле заслуживают отдельного многодневного неторопливого путешествия,  поэтому я сюда обязательно вернусь. Сейчас же, сделав круг почета по городу, выдвигаюсь в Шринагар, куда хочу доехать засветло.


В связи с - как сказали бы у нас  - режимностью объекта,  в Кашмире невозможно подключиться к местной сети. Телефон ловит сеть, а зарегистрироваться нельзя. Так что в течение всего путешествия туристы будут отдыхать от своих знакомых и родственников. Да, спутниковой связью пользоваться строжайше запрещено, многочисленные плакаты призывают местных сдавать таких звонильщиков властям.


Дорога поначалу хорошая: вояки, которых тут раза в два больше, чем местных, построили её для постоянных бессмысленных перемещений техники между базами.


И совершенно нет характерных для Индии пробок


Попадаются иностранцы, но вообще туристы ездят здесь по всяким буддийским монастырям и  их маршрут ограничивается безопасным Ле и окрестностями, ибо, как уже написал, ехать к исламистам в Каргил и Шринагар они боятся. Мне же после Афганистана почти ничего не страшно.


Самолет летит из Дели до Леха чуть больше часа, а вот ехать сюда на машине не меньше 3-4 дней – дорога плохая и идёт через горы.


Найдите велосипедиста )


По пути в Каргил находится самая высокая точка маршрута – перевал Фату Ла. Высота 4200 метров. Температура днём в августе ненамного выше нуля.


На второстепенных дорогах встречаются перевалы и за 5000 метров, открытые лишь несколько недель в году.
От недостатка кислорода со временем буквально пьянеешь. Появляется безразличие ко всему. Водитель задрёмывает, а слева пропась? Тебе всё равно. Дорога в одну полосу, и из-за поворота выскакивает фура? Не страшно.



Дальше просто фотографии с маршрута:


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


...


Перед Каргилом исчезает асфальт, и дорога становится односторонней. Как назло, навстречу периодически едут караваны военных машин – теряется много времени на их пропуск.


К обеду доехали до Каргила.


Город находится в живописном ущелье, но очень многолюден и грязен.


Здесь уже преобладает мусульманское население


Прогулялся по рынку купить еды – все смотрят на тебя как на инопланетянина.


Это почти половина моего сегодняшнего пути. Пока что поездка идёт по графику.


До враждебного Пакистана тут всего 30 километров, но дорога туда, исторически являющаяся частью Шелкового пути, закрыта, несмотря на то, что почти все местные имеют родственников по ту сторону границы.
Продолжение следует
Tags: Индия, Кашмир, Ладакх, Ле, Пакистан, Фату Ла, Шринагар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments