euster (euster) wrote,
euster
euster

Малая авиация Архангельской области. Часть 2.

Идея добраться из Архангельска в Нарьян-Мар с пересадкой в каком-нибудь селе, где стыкуются рейсы Ан-2 Архангельского авиаотряда и Нарьян-Марского родилась у меня ещё несколько лет тому назад, после первых полетов по Архангельской области, но потом куда-то пропала. И вот недавно точно такая же идея пришла в голову Митяну, только в обратном направлении. Каждую пятницу в село Нижняя Пёша (примерно посередине между Нарьян-Маром и Архангельском) в районе 11 утра прилетает Ан-2 из Нарьян-Мара; в 12 прилетает Ан-2 из Архангельска, и через 20 минут улетает обратно.


Очень удобная стыковка, позволяющая полетать сразу на двух самолетах. И мы практически сразу решили лететь. Проблем было несколько:

1)      Билеты на эти рейсы до сих пор бумажные, в интернете и в кассах Москвы не продаются. Точно также невозможно купить обратные билеты. Продажа осуществляется только в аэропорту вылета по предварительной записи.
2)       Стыковки, разумеется, тоже не гарантируются. Самолеты одинаковые, авиакомпании разные.
3)      В случае если стыковка «накрывается», выбираться из Пёши крайне проблематично, дорог и зимников там нет, благодаря чему, собственно и по сей день существует малая авиация в тех краях. До ближайшей автодороги 200 километров. А запасной вариант при такой рискованной стыковке крайне желателен.
4)      Цена. Я уже писал раньше, почему малая авиация – это дорого. Забегая вперед, два полета на Ан-2 обошлись мне в 6250 и 10925 рублей соответственно за 650 километров пути. За эти деньги, например, можно было бы слетать из Москвы в Вену или Лондон туда-обратно. Да и сам полет из Москвы до Нарьян-Мара стоил – 9 000 рублей, скидок и альтернатив на этом направлении нет. Из Архангельска, понятно, можно выбраться уже относительно дешево, хоть самолетом, хоть по железной дороге.
Летом в тех местах безусловно, красивее, хоть и обилие кровососущих (с). Но ранней весной и зимой существует преимущество, очень важное в нашей ситуации – теоретическая возможность выбраться из Нижней Пёши  на снегоходе в случае проблем со стыковкой. Понятно, что возможность скорее, теоретическая, как правило, местные катаются на небольшие расстояния от места проживания, и не факт, что согласятся «таксовать» даже за большие деньги. Но тем не менее снегоходная трасса с нерегулярным движением зимой существует, как до Нарьян-Мара, так и до Мезени, откуда уже можно выбраться по дороге на Архангельск.
Лететь решили в начале апреля, пока не начал таять снег. Запись на рейсы начинается за 2 недели в 8 утра. На рейс из Нарьян-Мара до Нижней Пёши я записался без проблем, предупредив, что прилечу из Москвы накануне и выкуплю билет.  Из Нижней Пёши до Архангельска было сложнее – тётушка в телефоне очень удивилась, что мы прилетаем, и сразу улетаем, и начала приставать с расспросами.  Тем не менее, я уговорил вписать нас в списки, предупредив, что буду звонить заранее и информировать о наших планах.
За неделю начал мониторить погоду. Прогноз менялся с оптимистичных -12 до более грустных +5. Оттепель на севере обычно сопровождается либо снегопадами, либо низкой облачностью, что, разумеется, критично для такого самолета как Ан-2. В день, когда мы прилетели в Нарьян-Мар, рейсы малой авиации задержались на 3 часа, а в некоторые села – на 2 дня. Но отступать было некуда.  Изначально было понятно, что это лотерея.
Вторым запасным вариантом при опоздании рассматривали улететь этим же самолетом дальше в село Несь, откуда всего лишь 100 километров до Мезени, и регулярное движение снегоходов. Но, во-первых, прогноз в Мезени был +8, а во вторых, непосредственно перед отправлением рейсы перетасовали, что часто бывает, и в Несь и Нижнюю Пёшу полетели 2 разных самолёта.

Это пока ещё Ютэйровский B737 идёт на снижение. Над городом сплошная облачность((


Окраина Нарьян-Мара


Вот такой вот апрель на севере


За городом - бескрайняя тундра


А вот так вот нас встретили в аэропорту!


На самом деле встречали какого-то бездельника чиновника из Москвы


В аэропорту выкупаем бумажные билеты (признавайтесь, когда в последний раз такие видели?)


И идем гулять по городу и музеям.


Визитная карточка Нарьян-Мара - здание Главпочтамта


Местная газета


Город оказался вполне симпатичным, хотя и с несколько  спорной современной архитектурой. Но по российским меркам все равно я назвал бы его приятным, опрятным и даже уютным.


Мы прошлись по музеям и даже случайно попали на дегустацию продукции местного мясокомбината.


Вот, оказывается, какие бывают эшелоны


Консервы)


Со слов местных, ненецкий язык постепенно вымирает, отсутствует какие-либо программы по его поддержанию, ненецкая молодежь, которая если где-то и осталась, то за пределами города, предпочитает учить сразу русский.
Вечером неплохо посидели в местном ресторане с национальной кухней. Вкусно, но очень дорого, на двоих вышло 2500 руб.

На следующее утро отправились в аэропорт. В справочной выяснилось, что наш рейс Нарьян-Мар – Нижняя Пёша – Ома  – Несь отправлением в 9:00 будет выполняться 2-мя самолетами таким образом, что первый вылетит в 9:00, но в Пёшу залетать не будет, а полетит сразу в Ому--Несь. Наш же полетит в 9:20, да ещё и совершит промежуточную посадку в селе Коткино. Таким образом, наша стыковка в 1 час 20 минут укорачивалась минимум минут на 40. Впоследствии ещё около 20 минут забрал… ветер. Так, из-за сильного западного ветра наш самолёт летел минут на 10 дольше, а вот их Архангельска наоборот, прилетел на 10 минут раньше.
Итак, все утренние рейсы разлетелись вовремя, остался лишь наш один. Мы сидели в накопителе аэропорта. Приближалось время вылета, но посадку никак не объявляли. Становилось волнительно. Наконец, подали автобус, и нас подвезли к самолёту. Я отзвонился в аэропорт Пёши, предупредив, что мы летим,  чтобы нас ждали, и не перепродавали наши места.


Зимой все Ан-2 переобуваются в лыжи. Взлетают с отдельной ВПП, основная чистится до асфальта.


Посадка в самолёт


Противообледенительная  обработка))


Обязательный атрибут зимой в Ан-2 - лыжи. Вероятно, чтобы в случае катастрофы была возможность дойти до ближайшего населенного пункта у выживших (не более двух)


Грозное предупреждение на борту


Ещё одно

Комфорт в Ан-2 минимальный. Теснота, раскладывающиеся стулья по периметру, за спиной холодная металлическая стенка с выступами. Но комфорт – это последнее о чём думалось в той поездке.
С опозданием в 10 минут взлетаем. Было радостно, что погода не подвела, и по крайней мере даже если сорвется стыковка, в Нарьян-Мар мы прилетели не зря.


Какая-то пустыня совсем недалеко от города.


Как позже сказал один из  пилотов нашего рейса «Чота сегодня летят одни бабы»


Пересекаем Печору. Жаль, нет солнца


Снимать из Ан-2 неудобно. Если бы мы подождали пару недель, то возможно удалось бы полететь на вертолете МИ-8, т.к. взлетно-посадочные полосы раскисают и становятся непригодными для самолетов.


Через полчаса снижаемся и приземляемся в селе Коткино. Здания аэропорта тут нет, лишь взлётно-посадочная полоса.


Выходит одна пассажирка, выгружают и загружают в сани довольно много почты.


10 минут на перекур...


и снова в воздухе. Внизу безжизненная тундра. Хочется надеяться, что ее не придется покорять на снегоходах/оленях. Сегодня пятница, а в понедельник надо быть в Москве на работе


Наконец подлетаем к Нижней Пёше.


Эффектный разворот и заход на посадку, и вот цель достигнута.


Ура, мы в Пеше. Самое приятное – это то, что самолет с Архангельска ещё не прилетел, и мы успеваем на пересадку!

Продолжение следует
Tags: Ан-2, Архангельск, Малая авиация, Нарьян-Мар, Нижняя Пёша, Оленно-Транспортные эшелоны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments