euster (euster) wrote,
euster
euster

Путешествие в Ямальское село Яр-Сале

Вообще, моё путешествие состояло из двух частей: путешествие по республике Коми и по Ямало-Ненецкому АО. Первую часть я проехал в месте с Митяном, а отчёт о поездке лучше него никто не напишет, поэтому про неё лучше почитать тут   и тут . Во второй части мы разделились, поэтому про неё напишу я.


Яр-Сале – село, центр Ямальского района Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Расположено на реке Юмба в 189 км к востоку от Салехарда. Село крупное, население — около 7000 и постоянно увеличивается (!)

Проехать на автомобиле здесь не получится, и гугл прав.
В Яр-Сале мне хотелось съездить прежде всего из-за необычности способа попадания туда. В это село нельзя попасть ни на автобусе, ни на такси, ни на автомобиле, ни даже на самолете. Летом добраться из Салехарда можно только на вертолете или на теплоходе, а в межсезонье – только вертолётом. И это притом, что и до самого Салехарда тоже нет автомобильной дороги. На рейсовом вертолете мне давно хотелось полетать, и если раньше такая возможность существовала в Ярославле и Костроме, то  сейчас рейсы отменены и остались лишь в дальних уголках нашей страны. Проблема в том, что билеты на вертолёты продаются только в самом аэропорту Салехарда, а поскольку во многие места ЯНАО можно добраться только по воздуху, а рейсы все дотационные и не удовлетворяют спрос, то даже несмотря на высокие цены, можно остаться с носом, если не озаботится покупкой билета заранее.  Но  Яр-Сале – это единственное направление на Ямале, куда продаются билеты через интернет на сайте агента авиакомпании Ямал www.ast-agent.ru.
 Возможность предварительной покупки билета придавала уверенность. Но не обошлось без небольшой ложки дегтя: через интернет билеты продаются только в одном направлении, обратные можно купить только в самом аэропорту Яр-Сале, и то за час до отправления (на транзитные рейсы). В качестве запасного варианта был теплоход Яр-Сале – Салехард в 17:30 вечера. Но и на него нельзя было заранее купить билет. Впрочем, ф акт неопределенности придавал некую интригу, особенно учитывая, что на следующий день с утра нужно было во что бы то ни стало вылетать в Москву.
Тем не менее, я решил рискнуть и купил билет.  Цена – 4700 рублей за менее чем 200 километров полета. Дорого, но реальная стоимость ещё выше. Лететь один час, час полета вертолета МИ-8 стоит 200 000 рублей, вмещает 20 человек. Можно легко посчитать, сколько должен стоить билет при 100% заполняемости машины.
В Салехард я  приехал поездом из Печоры с пересадкой по Воркуте.

Полярный Урал. Жаль было мало времени, с удовольствием задержался бы тут на сутки как минимум


Вечером совместил приятное с полезным и посетил Салехардскую достопримечательность – ресторан Факел, находящийся на одноимённом мосту.  Был закрыт больше года, и вот сейчас вновь открылся


Ресторан, безусловно, оригинален, особенно в таком местe, но оставил неоднозначное впечатление. На смотровую площадку не пускают ни за какие коврижки, и лишь после долгих уговоров согласились пустить меня сделать ровно 1 кадр. Вот почему бы не сделать платным вход и не зарабатывать бы на этом деньги?


Еда кстати была очень дорогая и абсолютно невкусная, официантки занимались своим делом и были недовольны, что их беспокоили.  Неудивительно, что посетителей не было, думаю, вскоре ресторан опять закроется, а жаль, задумка была интересная.


Переночевав, поехал в аэропорт. Аэропорт Салехарда открывается в 8 утра, сразу же начинается регистрация на первый вертолётный рейс  вылетом в 9:00


Вертолет выполнял рейс по маршруту Салехард – Яр-Сале – Мыс Каменный – Сеяха. Помимо регистрирующихся параллельно выстроилась очередь из  10 человек на подсадку до Сеяхи на тот случай, если кто-то из купивших билеты не явится на рейс. Стандартная ситуация для севера. Но никого не взяли – несмотря на то, что до Яр-Сале вертолет летел со свободными местами, после Яр-Сале загрузка была 100%, так что народ остался ждать следующего рейса через 4 дня. Говорят, в конце августа билеты берутся с боем – все возвращаются с югов, если не купить заранее, можно запросто просидеть в аэропорту пару недель.
Это наш вертолёт МИ-8.


На удивление нормальный просторный салон, а не табуретки по периметру.


Аэропорт Салехард, точнее, SALEKHARD


Рассаживаемся. Пилоты запускают двигатель. Некоторое время «гоняем воздух», и вот выруливаем на ВПП. По коже побежали мурашки, летаю часто, но в вертолете ощущения совершенно другие. Поднимаемся на несколько метров от земли и тут же касаемся ее вновь – по-видимому, проверка работоспособности всех систем.  Опять пауза, и только затем совсем короткий разбег, и отрываемся от земли.


Летим  довольно низко вдоль реки Обь, постоянно пересекая её


Тут даже есть спасательная инструкция, весьма помятая, правда


Места комфортные, самый настоящий эконом-комфорт). Мест для ног достаточно, можно было бы воткнуть ещё 4 места)


Багаж размещается в хвосте машины.


Турбулентность не ощущается, полет очень комфортный

...


Через 50 минут подлетаем к Яр-Сале. Видно, что село довольно крупное, хоть и находится совсем уж вдали от цивилизации




Садимся на вертолётную площадку на окраине села


Оставшиеся пассажиры летят дальше


Вокруг сплошные болота, нормальную взлетно-посадочную полосу построить будет очень дорого, да и не нужно, скорее всего. Ну и дорога здесь если и появится, то точно не в 21 веке.
Разгрузка почты и груза


И по традиции споттинг...


...который прерывается истеричной работницей вертолётной площадки (на фото), которая потребовала от меня немедленно убраться отсюда. Стратегический объект, блин.


Пришлось снимать из-за забора. Вертолёт заправился и улетел


Ну а я пошел знакомиться с селом.Знакомство началось с ненецкого кладбища.


Гробы в землю ненцы исторически не закапывают (ибо зима 9 месяцев в году, а остальное время вечная мерзлота), а просто оставляют на поверхности.


Запахи соответствующие, тут правда все процессы уже завершились давным-давно. Кстати в день моей поездки в окрестностях Яр-Сале произошла вспышка сибирской язвы, но я об этом узнал лишь через неделю из новостей,  когда уже начали умирать люди. Поскольку оленей я не трогал, то и сибирской язвой не заразился
Рядом с умершим оставляют дары в виде чайников и прочую утварь, которой покойник пользовался при жизни.


Машина для этой жизни. Но даже на ней сейчас не выбраться отсюда. Только по воздуху или по воде


На окраине села встали на стоянку настоящие ненцы.


Наконец-то смог увидеть их живьем.


Сани сейчас, кстати, почти никто не использует, все пересаживаются на снегоходы (зимой, разумеется). Фотографироваться ненцы не захотели, но в чум пустили. Обстановка весьма спартанская. Жаль разносчиков сибирской язвы оленей с ними не было.


Центр села весьма симпатичен, есть даже гостиница.


...


...


...


...


Но цены просто ах. Простой бизнес-ланч в кафе стоил 720 рублей, по меню получилось бы ещё дороже. Местные хоть и жалуются на тяжелую жизнь и высокую безработицу, но тем не менее население села не уменьшается, а понемногу растёт, что совершенно нетипично для современной России.

Это аэропорт.


На обратные вертолеты (по понедельникам летает 2 рейса, потом 4 дня пусто) билеты были в наличии, но я решил уехать чуть позже на теплоходе, хотя пока было неясно, будет он или нет.

Это дорога к вертолётной площадке.


Их на самом деле 2, находятся далеко от терминала и друг от друга, в зависимости от того, нужно заправляться или нет, вертолёт садится на одну из них. Пассажиров от терминала везут автобусом.
Старые бараки, которые в изобилии были тут ещё 10 лет тому назад, пока не началась массовая застройка


Летом почти каждый день в 17:30 от причала Яр-Сале уходит скоростной теплоход на Салехард, прибывая в пункт назначение в 23:30. Очень хотелось вернуться для разнообразия этим маршрутом, и я пошел на пристань узнавать насчёт билетов.
Билетов оказалось полно, июль на Ямале считается межсезоньем: все, кто хотел, уже уехали, а возвращаться начнут лишь в конце лета, поэтому путешествовать относительно комфортно. Билет стоил 1300 рублей, кассирша сказала, что посадка начнётся за полчаса до отправления, и я вернулся к ненцам продолжил прогулку.


Село уже наскучило, и я пошел на вертолётную площадку, на Салехард ожидалось 2 вертолёта – из Нового Порта и из Сеяхи.
Вот мой утренний вертолёт возвращается из Сеяхи.


Был соблазн улететь и через час быть в Салехарде, но я отогнал эту мысль, тем более что уже были куплены билеты на теплоход.
А это другой борт, из пос. Новый Порт. Ждет, пока освободится вторая вертолетная площадка, чтобы перелететь туда для дозаправки, и уже с неё взлететь на Салехард.


Наконец, подошло время отправляться на пристань. Там меня ждал уже вот такой красавец – новый скоростной теплоход проекта А145 «Виктор Черномырдин»



Народу немного, но в селах по пути до Салехарда заполнился на 100%.


Местные страшно довольны, раньше путь занимал 18 часов, сейчас всего 6. По словам команды, развивает скорость до 90 км/час, за рейс Салехард – Яр Сале – Салехард кушает 10 тонн солярки, принося большие убытки бюджету области.

Панаевск. Плавучий хозяйственный магазин. Продаёт холодильники и мебель жителям села (видны на палубе).


Закат на Оби


Полдвеннадцатого вечера прибыли в Салехард. Был рад, что нигде не завис и успеваю на завтрашний самолёт в Москву.


Путешествие было очень интересным и необычным. Но теперь на вертолете хочется полетать ещё больше)
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments